Вторник
30.04.2024
11:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ДЕТСКИЙ САД №32 "КОЛОСОК" с.КРУГЛОЛЕССКОЕ
Главная Регистрация Вход
Советы специалистов »
Меню сайта

Категории раздела
статьи из федерального закона [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 Советы старшей медицинской сестры.
Поговорим о правильном питании для детей.
Организация питания детей в дошкольном учреждении и дома
Правильная организация питания детей предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:
- составление полноценных рационов питания;
-использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;
- строгое соблюдение режима питания, отвечающее физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;
- соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и развития детей;
- правильное сочетание питания в ДОУ с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;
- строгое соблюдение технологических требований приготовления пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
- повседневный контроль за работой пищеблока, доведение пищи до ребенка, правильная организация питания детей в группах;
- учет эффективности питания детей.
- индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний.
Правила составления пищевого рациона:
1) в основу меню должно быть положено использование набора продуктов, утвержденного для каждой возрастной группы (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 и другими нормативными документами);
2) каждый день в рацион питания необходимо включать всю суточную норму молока, масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день;
3) следует соблюдать правильное распределение продуктов в течение дня: блюда, содержащие мясо и рыбу, давать детям в первую половину дня - на завтрак и обед, поскольку продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, задерживаются в желудке ребенка и требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков. На ужин следует давать овощные и фруктовые блюда, так как молочно-растительная пища усваивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются;
4) в меню необходимо ежедневно включать салаты из овощей, свежие фрукты;
5) рациональное сочетание блюд достигается следующим образом: если первое блюдо овощное, то ко второму мясному подается гарнир из круп или макаронных изделий; в один прием пищи не следует включать несколько блюд с кислым вкусом (щи, борщи на первое в сочетании с киселем из клюквы, смородины на третье); если суп заправлен крупой, то на гарнир можно давать только овощи; если на завтрак дается каша, то обед лучше приготовить овощные блюда;
6) при составлении меню необходимо следить за тем, чтобы в отдельные дни дети не получали только овощные или только крупяные блюда. Принять за правило, что ребенок ежедневно получает два овощных блюда и один раз кашу. На обед к мясным и рыбным блюдам рекомендуется готовить сложные гарниры;
7) следует контролировать разнообразие блюд в течение недели, обращать внимание на то, чтобы блюдо не повторялось не только в течение дня, но и в ближайшие дни. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд из одного и того же продукта;
Режим питания.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.
У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжается примерно 3-3,5 ч, в течение этого периода происходит опорожнение желудка, и у ребенка появляется аппетит. Поэтому дети должны получать питание не менее 4 раз в сутки с интервалами между кормлениями 3,5-4 ч. .
Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25—30 мин, во время завтрака и ужина — не более 20, полдника — 15.
Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, опреде­ляющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы.
Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизиться аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожи­рению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.
Один из важных моментов режима питания — запрещение давать детям в промежутках между кормлениями сладости, печенье, булочки. На это надо обращать внимание обслуживающего персонала и родителей. Даже фрукты и ягоды дают детям во время очередного приема пищи.
Организация правильного режима питания предусматривает также обеспечение преемственности между ДОУ и семьей в питании детей. Домашнее питание должно дополнять рацион дошкольного учреждения. С этой целью следует вывешивается в группах дневное меню, а также рекомендации для родителей по питанию.
Эстетика питания
Болшьое значение при проведении процесса кормления имеет все, что включает в себя понятие «эстетику питания». За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.
Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.
Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные (начиная с 1,5—2 лет) принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья должны соответствовать росту.
Для детей необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, столовые приборы по объему соответствующие возрасту детей. Столы застилают скатертями или салфетками, ставят вазочки с цветами.
Нельзя торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Необходимо следить за поведением детей за столом, со­блюдением чистоты и опрятности, приучать хорошо, пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено, пользоваться салфетками. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5— 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. С 5лет дети должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и левой руке. По окончании еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.
Питание детей в период адаптации к ДОУ.
Поступление в ДОУ для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского коллектива. Период адаптации к детскому саду у разных детей продолжается от 3 недель до 2—3 мес. и может сопровождаться различными нарушениями в состоянии их здоровья. В это время может снизиться аппетит, нарушиться сон, появляются невротические реакции (заторможенность или повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, рвота и др.). В результате снижается устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, отмечается повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Нередко в период адаптации у детей значительно снижается масса тела, задерживается нервно-психическое развитие.
Учитывая важную роль белков, витаминов, особенно группы В, в приспособительных реакциях детского организма, следует обратить внимание на качество питания и его сбалансирован­ность до поступления ребенка в новый коллектив и при адаптации к нему. В первые дни пре­бывания ребенка в детском учреждении нельзя резко менятьстереотип его поведения, в том числе и сложившиеся привычки в питании. Ребенку не следует предлагать необычные для него блюда. Если у него имеются какие-то особые привычки в питании (даже отрицательные), не надо стараться сразу их менять.
Если ребенок не умеет или не хочет, есть самостоятельно, воспитатель или младший воспитатель первое время кормит его. Некоторых детей, трудно привыкающих к коллективу, можно кормить за отдельным столиком или после того, как остальные дети закончат еду.
Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно, в этих случаях можно допустить мать или другого близкого ребенку человека к кормлению его в группе. Необходимо чаще предлагать ребенку теплое питье. Обычно в дошкольные учреждения дети поступают в осенний период, когда имеется наибольший риск возникновения и распространения в коллективе острых респираторных заболеваний, для их профилактики рекомендовано использование овощей и фруктов с фитонцидным эффектом (лук, чеснок, хурма, черника, черноплодная рябина), продукты, обогащенные витамином С.
Важно установить тесную связь с родителями вновь поступивших детей: ежедневно информировать их о поведении ребенка, его аппетите, о том, какие продукты и блюда ребенок недополучил в течение дня, давать конкретные рекомендации по дополнительному питанию ребенка дома.
Питание детей с избыточной массой тела.
Если на физиологической диете, сбалансированной по основным пищевым веществам, не происходит потери избыточной массы тела, можно снизить калорийность питания за счет огра­ничения легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров. При составлении рациона для детей с избыточной массой тела количество белка должно соответствовать возрастной потребности. Пропорционально степени избыточной массы тела снижается количество жира на 15—30%, углеводов — на 25—50% . Предпочтение отдается растительным маслам. Из меню исключаются сладости, кондитерские изделия, консервированные соки, манная крупа. Необходимо приучать ребенка принимать пищу без подслащивания. Овощи, фрукты, ягоды в питании этой группы детей не ограничиваются. Хлеб используется только ржаной, не более 60 г в сутки. Нежирные сорта мяса и рыбы даются в возрастном объеме, супы — в объеме 1/2 возрастной порции, исключают мясные, рыбные, грибные бульоны. Картофель дается в объеме 2/3 возрастной порции, макаронные изделия — из пшеницы твердых сортов, молочные продукты не ограничиваются, однако желательно использовать нежирный творог .
В рекомендациях родителям по домашнему питанию следует советовать пользоваться преиму­щественно овощами и молочными продуктами. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч до сна. Учитывая, что полным детям рекомендуется более частый прием пищи, но соответственно в меньших количествах, можно посоветовать родителям дать ребенку утром лег­кий завтрак (стакан кефира, ржаной хлеб, яблоко), сообщив об этом воспитателю. В этом случае педагог снижает питательную ценность получаемого ребенком в ДОУ завтрака. В домашних условиях также рекомендуется использовать пшеничные отруби. Кроме рационального питания полных детей важно правильно организовать их двигательный режим, активный отдых.
Питание детей с аллергическими заболеваниями.
В питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничиваются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные, грибные бульоны. Продукты, являю­щеся индивидуальными аллергенами, исключаются полностью. Замену продуктов проводят в соответствии с переносимостью ребенком тех или иных продуктов. В рационе ребенка рекамен­дуется уменьшить количество углеводов, ограничивая количество сладостей, сахара. Полезно вводить растительное масло, оказывающее положительное влияние на кожные проявления. На каждого ребенка с пищевой аллергией заводится лист питания, в котором четко указывается, какие продукты противопоказаны и чем их можно заменить.
Питание детей, перенесших острые заболевания и часто болеющих
Эти дети, как правило, страдают пониженным аппетитом и физически ослаблены. Их в первую очередь обеспечивают достаточным количеством животных белков, богатых 
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz