Советы старшей медицинской сестры. Поговорим о правильном питании для детей. Организация питания детей в дошкольном учреждении и дома Правильная организация питания детей предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов: - составление полноценных рационов питания; -использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов; - строгое соблюдение режима питания, отвечающее физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения; - соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и развития детей; - правильное сочетание питания в ДОУ с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей; - строгое соблюдение технологических требований приготовления пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов; - повседневный контроль за работой пищеблока, доведение пищи до ребенка, правильная организация питания детей в группах; - учет эффективности питания детей. - индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний. Правила составления пищевого рациона: 1) в основу меню должно быть положено использование набора продуктов, утвержденного для каждой возрастной группы (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 и другими нормативными документами); 2) каждый день в рацион питания необходимо включать всю суточную норму молока, масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день; 3) следует соблюдать правильное распределение продуктов в течение дня: блюда, содержащие мясо и рыбу, давать детям в первую половину дня - на завтрак и обед, поскольку продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, задерживаются в желудке ребенка и требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков. На ужин следует давать овощные и фруктовые блюда, так как молочно-растительная пища усваивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются; 4) в меню необходимо ежедневно включать салаты из овощей, свежие фрукты; 5) рациональное сочетание блюд достигается следующим образом: если первое блюдо овощное, то ко второму мясному подается гарнир из круп или макаронных изделий; в один прием пищи не следует включать несколько блюд с кислым вкусом (щи, борщи на первое в сочетании с киселем из клюквы, смородины на третье); если суп заправлен крупой, то на гарнир можно давать только овощи; если на завтрак дается каша, то обед лучше приготовить овощные блюда; 6) при составлении меню необходимо следить за тем, чтобы в отдельные дни дети не получали только овощные или только крупяные блюда. Принять за правило, что ребенок ежедневно получает два овощных блюда и один раз кашу. На обед к мясным и рыбным блюдам рекомендуется готовить сложные гарниры; 7) следует контролировать разнообразие блюд в течение недели, обращать внимание на то, чтобы блюдо не повторялось не только в течение дня, но и в ближайшие дни. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд из одного и того же продукта; Режим питания. Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие. У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжается примерно 3-3,5 ч, в течение этого периода происходит опорожнение желудка, и у ребенка появляется аппетит. Поэтому дети должны получать питание не менее 4 раз в сутки с интервалами между кормлениями 3,5-4 ч. . Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25—30 мин, во время завтрака и ужина — не более 20, полдника — 15. Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы. Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизиться аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии. Один из важных моментов режима питания — запрещение давать детям в промежутках между кормлениями сладости, печенье, булочки. На это надо обращать внимание обслуживающего персонала и родителей. Даже фрукты и ягоды дают детям во время очередного приема пищи. Организация правильного режима питания предусматривает также обеспечение преемственности между ДОУ и семьей в питании детей. Домашнее питание должно дополнять рацион дошкольного учреждения. С этой целью следует вывешивается в группах дневное меню, а также рекомендации для родителей по питанию. Эстетика питания Болшьое значение при проведении процесса кормления имеет все, что включает в себя понятие «эстетику питания». За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс. Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные (начиная с 1,5—2 лет) принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья должны соответствовать росту. Для детей необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, столовые приборы по объему соответствующие возрасту детей. Столы застилают скатертями или салфетками, ставят вазочки с цветами. Нельзя торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Необходимо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать хорошо, пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено, пользоваться салфетками. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5— 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. С 5лет дети должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и левой руке. По окончании еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой. Питание детей в период адаптации к ДОУ. Поступление в ДОУ для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского коллектива. Период адаптации к детскому саду у разных детей продолжается от 3 недель до 2—3 мес. и может сопровождаться различными нарушениями в состоянии их здоровья. В это время может снизиться аппетит, нарушиться сон, появляются невротические реакции (заторможенность или повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, рвота и др.). В результате снижается устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, отмечается повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Нередко в период адаптации у детей значительно снижается масса тела, задерживается нервно-психическое развитие. Учитывая важную роль белков, витаминов, особенно группы В, в приспособительных реакциях детского организма, следует обратить внимание на качество питания и его сбалансированность до поступления ребенка в новый коллектив и при адаптации к нему. В первые дни пребывания ребенка в детском учреждении нельзя резко менятьстереотип его поведения, в том числе и сложившиеся привычки в питании. Ребенку не следует предлагать необычные для него блюда. Если у него имеются какие-то особые привычки в питании (даже отрицательные), не надо стараться сразу их менять. Если ребенок не умеет или не хочет, есть самостоятельно, воспитатель или младший воспитатель первое время кормит его. Некоторых детей, трудно привыкающих к коллективу, можно кормить за отдельным столиком или после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно, в этих случаях можно допустить мать или другого близкого ребенку человека к кормлению его в группе. Необходимо чаще предлагать ребенку теплое питье. Обычно в дошкольные учреждения дети поступают в осенний период, когда имеется наибольший риск возникновения и распространения в коллективе острых респираторных заболеваний, для их профилактики рекомендовано использование овощей и фруктов с фитонцидным эффектом (лук, чеснок, хурма, черника, черноплодная рябина), продукты, обогащенные витамином С. Важно установить тесную связь с родителями вновь поступивших детей: ежедневно информировать их о поведении ребенка, его аппетите, о том, какие продукты и блюда ребенок недополучил в течение дня, давать конкретные рекомендации по дополнительному питанию ребенка дома. Питание детей с избыточной массой тела. Если на физиологической диете, сбалансированной по основным пищевым веществам, не происходит потери избыточной массы тела, можно снизить калорийность питания за счет ограничения легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров. При составлении рациона для детей с избыточной массой тела количество белка должно соответствовать возрастной потребности. Пропорционально степени избыточной массы тела снижается количество жира на 15—30%, углеводов — на 25—50% . Предпочтение отдается растительным маслам. Из меню исключаются сладости, кондитерские изделия, консервированные соки, манная крупа. Необходимо приучать ребенка принимать пищу без подслащивания. Овощи, фрукты, ягоды в питании этой группы детей не ограничиваются. Хлеб используется только ржаной, не более 60 г в сутки. Нежирные сорта мяса и рыбы даются в возрастном объеме, супы — в объеме 1/2 возрастной порции, исключают мясные, рыбные, грибные бульоны. Картофель дается в объеме 2/3 возрастной порции, макаронные изделия — из пшеницы твердых сортов, молочные продукты не ограничиваются, однако желательно использовать нежирный творог . В рекомендациях родителям по домашнему питанию следует советовать пользоваться преимущественно овощами и молочными продуктами. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч до сна. Учитывая, что полным детям рекомендуется более частый прием пищи, но соответственно в меньших количествах, можно посоветовать родителям дать ребенку утром легкий завтрак (стакан кефира, ржаной хлеб, яблоко), сообщив об этом воспитателю. В этом случае педагог снижает питательную ценность получаемого ребенком в ДОУ завтрака. В домашних условиях также рекомендуется использовать пшеничные отруби. Кроме рационального питания полных детей важно правильно организовать их двигательный режим, активный отдых. Питание детей с аллергическими заболеваниями. В питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничиваются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные, грибные бульоны. Продукты, являющеся индивидуальными аллергенами, исключаются полностью. Замену продуктов проводят в соответствии с переносимостью ребенком тех или иных продуктов. В рационе ребенка рекамендуется уменьшить количество углеводов, ограничивая количество сладостей, сахара. Полезно вводить растительное масло, оказывающее положительное влияние на кожные проявления. На каждого ребенка с пищевой аллергией заводится лист питания, в котором четко указывается, какие продукты противопоказаны и чем их можно заменить. Питание детей, перенесших острые заболевания и часто болеющих Эти дети, как правило, страдают пониженным аппетитом и физически ослаблены. Их в первую очередь обеспечивают достаточным количеством животных белков, богатых |