Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»
Земное царство
горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе
интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения
за таинственным миром комнатной флоры.
Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша,
безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту,
ради которой они и содержаться в доме.
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые
показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные
линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у
прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных
растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более
светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых
оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях
декоративных растений.
Декоративность растений образуется богатством и
разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и
окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту
каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает
к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно
состояние ребёнка –он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в
силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от
слитности и нерасчлененности восприятия.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее
растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов
обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и
его цветов, как магнитом притягивает.
На базе познания у дошкольника начнёт формироваться
отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой
личности.
Одним из видов практической деятельности ребёнка является
его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и
поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя
гибко, неназойливо, разнообразно.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника
ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном
труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких
важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый
результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно
важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых
существ.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания,
сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы,
очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность,
пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о
таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь .
|