Занятие-игра
«Для чего зайцам нужны волки?»
Цель:
Закрепить и пополнить
знания о диких животных нашей полосы.
ЗАДАЧИ:
Учить находить необходимые
знания в книгах.
Развивать и поощрять
познавательную активность, интерес к познанию нового.
Объяснить, что в природе
все взаимосвязано, в нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых.
Интеграция
образовательных областей:
Коммуникация: развитие
диалоговой речи ,умение отвечать на вопросы педагога.
Физическая культура: формировать
желание участвовать в подвижной игре.
Социализация: продолжать
формировать навыки общения в коллективе.
Познание: уточнить
и закрепить представление о диких животных.
Чтение художественной
литературы :формировать навыки художественного
замысла.
Форма проведения:
беседа , игровая.
Методы и методические
приемы:
Беседа с детьми.
Вопросы к детям.
Введение сказочного
персонажа Старика-лесовика.
Рассказ воспитателя.
Отгадывание загадок.
Динамическая пауза
посредством подвижной игры « Зайцы и волк».
Материалы и
оборудование.
Костюм Старика-лесовика.
Лесная «Книга жалоб».
Иллюстрации волка и зайца.
Шапочки диких животных.
Колокольчик для подвижной
игры «Зайцы и волк».
Книга с рассказами о
животных.
Ход занятия.
Воспитатель в костюме
старика-лесовика выходит к детям.
Воспитатель:
Я – старик-лесовик,
И в своем лесу привык
Быть хозяином радивым,
Мудрым, добрым,
справедливым.
В своем лесу я завел «Книгу
жалоб», в которой все звери имеют право написать, что же их беспокоит.
(открывает книгу).
Так… вот последняя запись:
«Я жалуюсь на своего врага.
Он не дает мне житья. Я все время боюсь, дрожу. Нельзя ли его выгнать из леса?
Вот его описание:
Серый, зубастый, по полям
рыщет,
Телят, ягнят ищет».
Подпись:
«Быстрый ,но не волк,
Прыгаю, но не лягушка,
Пушистый, но не рукавичка,
Белый, но не снег…»
Ребята, кто же написал
жалобу?
Дети: Это заяц.
Лесовик: а на кого он
жалуется?
Дети: он жалуется на волка.
Лесовик: да, видно,
придется серьезно разбираться. Вы поможете мне в этом?
Дети: да, поможем.
Лесовик: устроим суд над
волком. Прежде чем выгнать его из леса, нужно установить его вину. Я буду судьей,
а еще мне понадобятся защитник и свидетели.
(надевает на одного из
детей шапочку защитника, остальным - шапочки зверей).
Садитесь на пенечки. (дети
садятся на стульчики)
Лесовик: итак, в зал
приглашается Заяц.
(Ребенок в шапочке зайца
выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация зайца).
Лесовик: (обращается к
одному из детей) Свидетель, помогите установить личность потерпевшего. Опишите
его внешний вид, окраску, его привычки, характер. Остальные будут вам помогать.
Ребенок: это заяц, у него длинные
уши, он летом серый, а зимой белый. Он любит морковку, капусту, ест траву,
зимой — сено, кору деревьев
Днем лежит под
кустом, ночью добывает себе пищу.
Он пугливый, быстро бегает,
прыгает. Задние лапы у него длиннее передних.
Лесовик: а где его дом?
Ребенок: у него нет своего
дома, он спит под кустом.
Лесовик: кто семья зайца?
Ребенок: зайчиха и зайчата.
Лесовик: а кого боится
заяц?
Ребенок: он боится волка,
лисы, медведя.
Лесовик: в зал заседаний
приглашается ответчик – Волк.
(Ребенок в шапочке волка
выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация волка)
Лесовик: установим личность
ответчика. Свидетель, расскажите нам о Волке. Остальные звери вам помогут.
Ребенок:
Волк большой, серого цвета,
с большими зубами. Он похож на собаку. Волк охотится на зайцев.
Лесовик: кто семья волка?
Ребенок: волчица и волчата.
Лесовик: Среди диких
животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая
шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У
волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У
волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго
охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк
сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь. Волки едят не только зайцев.
Нападают они на более крупную добычу, на кабанов, лосей, оленей. Волки охотятся
стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам
ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Вот еще что придумали! Даже с
маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок или на живот и скатываются.
Волки очень выносливы. Могут долго гнаться за добычей.
А где живет волк?
Ребенок: волк живет в лесу,
в норе.
Лесовик: Жилище волка
называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху
она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.
Проведем следственный
эксперимент. Давайте посмотрим, как же в самом деле волк охотится на зайцев.
Сейчас я превращу вас в зайцев. У меня есть волшебный колокольчик.
Колокольчик, позвони,
(звенит)
Детей в зайцев
преврати!
Подвижная игра «Зайцы
и волк»
Воспитатель:
Зайцы скок-скок-скок!
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают
И тихонько слушают,
Не идет ли волк…
Волк:
«Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю
толк.
Все они прыг да скок,
Попадут мне на
зубок».
«Волк» ловит
«зайцев», они разбегаются.
Воспитатель:
Колокольчик, позвени,
(звенит)
Опять всех в деток
преврати!
(дети садятся на стульчики)
Лесовик: да, многих зайцев
поймал наш волк. А почему он не поймал остальных?
Дети: они оказались
ловкими, проворными.
Лесовик: да, волк — хищный
зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные
животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса».
Давайте послушаем защитника.
(обращаясь к ребенку в шапочке защитника). Что вы сможете сказать в оправдание
волка? Нужно ли его навсегда изгнать из леса? Ведь зайцы тоже приносят вред,
когда обгладывают кору деревьев в лесу.
(Ребенок в шапочке
защитника выходит вперед).
Ребенок: тогда разведется
очень много зайцев, они уничтожат все деревья. Будет много больных и слабых
зайцев. Ведь волк в первую очередь догоняет слабых животных.
Лесовик: да, именно поэтому
волков называют санитарами леса. В лесу нужны и зайцы, и волки. Зайцы питаются
травой. Как называют таких животных?
Дети: это травоядные.
Лесовик: волк питается
зайцами и более крупными животными: кабанами, лосями, оленями. Он ведь не
виноват в том, что ему нужно питаться мясом. Как называют таких животных?
Дети: это хищники.
Лесовик: как судья, я
оглашаю свое решение: в лесу должны жить и волки, и зайцы. Пусть все остается
по-прежнему. Большое спасибо вам, ребята, что помогли мне разобраться в такой
сложном деле.
На прощание я хочу вам
подарить книгу о животных, которые живут в лесу, чтобы вы могли больше узнать о
жизни лесных обитателей.
(вручает детям книгу с
рассказами о животных)
|